Новости
20 октября 2017, 19:20

Выставка "Ямал плюс Урал". Работы трех талантливых художников свели под одной крышей

В Музейном ресурсном центре открылась выставка, которая, по мнению ее организаторов, имеет огромное культурное значение для Ноябрьска. Называется она «Ямал плюс Урал». В экспозицию вошли произведения сразу трех мастеров, работающих в совершенно разных техниках и направлениях. Что же их объединило?

В гости не с пустыми руками Скульптор, резчик по дереву и кости Кирилл Никифоров и художник-график Светлана Пташкина у жителей Ноябрьска в особых представлениях не нуждаются: они, что называется, свои, местные. Некоторые работы Никифорова, к примеру, уже стали архитектурными достопримечательностями города. Их можно увидеть, если прогуливаться в районе ГДКиК «Русь» или КСК «Ямал». Графические произведения Пташкиной охотно приобретают частные коллекционеры из Германии, Голландии, Австралии, Китая. Оба автора – участники престижных выставок не только в России, но и за рубежом, лауреаты международных конкурсов, обладатели различных грантов и премий. Что касается третьего действующего лица, то Ноябрьску только предстоит близко познакомиться с его творчеством. Заслуженный художник Республики Башкортостан Салават Гилязетдинов обладает уникальной авторской техникой тиснения на бумаге (конгрева) и известен многим ценителям графики как в России, так и за ее пределами. Помимо всего прочего, он создал гербы многих башкирских городов и сел. Несколько лет назад Салават Гилязетдинов и Светлана Пташкина познакомились на симпозиуме в Елабуге. Между двумя художниками установились дружеские отношения. На Ямале у Салавата работает много знакомых земляков, сам же он в наших краях никогда не был и давно хотел приехать в гости. Однако если уж ехать, то не с пустыми руками. Так зародилась идея организовать у нас в городе совместную выставку. Графические работы Пташкиной и Гилязетдинова, хоть и разные по технике исполнения, очень схожи по своей тематике. И там и там преобладают этнические и мифологические мотивы. В этот тренд органично вписались и произведения Кирилла Никифорова. Ведь его скульптуры, выполненные из дерева и кости, рассказывают о том же самом: древней истории коренных народов, их героях, обычаях и легендах.

Все сгодится, что хорошо лежит Торжественное открытие выставки прошло в минувшую субботу. Народу в зале Музейного ресурсного центра собралось немало. В числе гостей – школьники, ветераны, представители местных властей, культурный бомонд города, журналисты. Особая гостья – невысокая худощавая женщина по имени Нина Карповна Никифорова. Ведь именно благодаря ей ее сын Кирилл стал художником. Разглядев у него талант еще в раннем детстве, мама всячески стимулировала и поощряла его. Теперь Кирилл очень благодарен матери за то, что она помогла ему с выбором профессии. Трудно вообразить, но натуру для своих работ Салават Гилязетдинов находит порой даже среди груд мусора. - К примеру, иду по стройке. Смотрю, на земле лежат куски кирпича, обрезки линолеума, еще какой-нибудь хлам. И все это расположено очень «графично». Сразу возникают ассоциации, которые я потом и воплощаю в своих работах, - делится секретами вдохновения гость из Башкирии. Техника конгрева известна еще с XVIII века, когда на переплетах и обложках книг начали тиснить рельефные изображения. Но Гилязетдинов привнес в нее свои авторские новации. К примеру, в качестве клише использовать пластилин. Здесь же, в зале музея, художник дал мастер-класс, как из «блина» размоченной и пропитанной клеем бумаги при помощи кусочков линолеума, армирующей строительной сетки и еще каких-то совершенно неожиданных и далеких от мира творчества предметов можно создать произведение искусства. В активе Салавата тысячи работ в технике конгрева и графических рисунков. Художник не боится «резких движений». Говорит, если созданное ему не нравится, он попросту его уничтожает. И начинает заново.

Черное и белое Кирилл Никифоров тоже имеет свою авторскую технику. К примеру, слить воедино дерево и кость до него не додумался никто. В результате симбиоза двух этих стихий появились уникальные произведения. Часть из них была представлена на выставке. Это скульптуры, в качестве материала для которых использовались одновременно бивень мамонта, рог барана или лося, карельская береза, палисандр и даже очень редкая древесина мербау, прибывшая в Россию с далеких берегов Океании. Светлана Пташкина остается верна своей излюбленной тематике – легендам и мифам коренных народов Севера. Говорит, если к услугам живописцев вся палитра красок, то художники-графики могут использовать только два цвета – белый и черный. С их помощью они и создают свои творения, наполняя их разными оттенками, чувствами, вдыхая в них живое начало. Верна Светлана и своей манере одеваться. На этот раз она была облачена в расшитый бисером хантыйский костюм, который создавала собственноручно по эскизам, хранящимся в запасниках МРЦ. Как завороженные, гости ходили по залу музея, любуясь рисунками, гравюрами и скульптурными композициями. Произведения трех мастеров действительно были такими разными по форме, но очень родственными по духу. Это дух фольклора, мифов и легенд – то начало, которое придает народам нашей страны уникальность и аутентичность. Оно же и объединяет их, переплетая своими древними могучими корнями.

P.S. Выставка «Ямал плюс Урал» будет работать до декабря 2017 года в одном из залов Музейного ресурсного центра Ноябрьска. Работы Салавата Гилязетдинова, Кирилла Никифорова и Светланы Пташкиной экспонируются и в других музеях России и мира, а также хранятся в частных коллекциях во многих странах.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg